Паркер (Parker), Дороти

Паркер (Parker), Дороти
(22.VIII,1893, Уэст-Энд, Нью-Джерси - 7.VI.1967, Нью-Йорк)
 поэт, новеллист, критик, драматург.
   Выросла в состоятельной семье, училась в частных школах. В 1916–1920 гг. сотрудничает в нью-йоркских журналах «Вог» и «Вэнити фэр» как театральный рецензент. С начала 20-х гг. публикует в периодике стихи и рассказы. В 1926 г. выпускает сборник стихов «На поводке» (Enough Rope), имевший успех, а позднее еще два: «Выстрел на закате» (Sunset Gun, 1928) и «Смерть и налоги» (Death and Taxes, 1931). Ее рассказ «Большая блондинка» (Big Blonde) получил премию О. Генри как лучшая новелла 1929 г. Ее называли самой остроумной женщиной Нью-Йорка.
   В 30-е гг. работает некоторое время в Голливуде, издает два сборника новелл: «Оплакивая живых» (Laments for the Living, 1930) и «После таких удовольствий» (After Such Pleasures, 1933); позднее ее рассказы были собраны в томе «Здесь пребывает» (Here Lies, 1939). Придерживалась радикальных взглядов, участвовала в кампании защиты Сакко и Ванцетти, в пору «красных тридцатых» поддерживала «новый курс» Ф. Д. Рузвельта, высказывала симпатии коммунистам, в которых видела решительных защитников обездоленных, за что позднее подверглась нападкам со стороны маккартистов. В 1937 г. была корреспондентом в Мадриде, откуда послала несколько корреспонденции в «Нью мэссиз». В них выражала восхищение мужеством и великодушием защитников Республики. После войны ненадолго возвратилась в Голливуд, написала киносценарий «Катастрофа. История женщины» (Smash-Up-The Story of a Woman, 1947), содержащий очевидные автобиографические мотивы. В 1953 г. совместно с Арно д'Юссо создает пьесу «Дамы из того коридора» (The Ladies of the Corridor) о немолодых женщинах, покинутых мужьями, отторгнутых детьми, коротающих дни в отеле. Две ее другие пьесы, также написанные в соавторстве: «Полная гармония» (Close Harmony, 1924) и «Побережье Иллирии» (The Coast of Illyria, 1949), - успеха не имели. Последние годы Паркер остро ощущала горечь одиночества; ее почти забыли.
   Поэт лирического склада, Паркер была равнодушна к экспериментам, модным в 20-е гг., чужда элитарности. Ее стихи, лаконичные, тяготеющие к философской медитации, афористичны. Рационализм и ирония Паркер «взрывают» романтическую выспренность; она не чужда приземленности, разговорной интонации. Ее лирическая героиня обычно женщина одинокая, жаждущая тепла и простого счастья, но в то же время не питающая особых иллюзий.
   Как литературный критик Паркер тяготеет к малой форме рецензии и заметки, ее оценки остроумны и проницательны. Выступала как сторонник искусства реалистического, социально значимого (творчество Т. Драйзера, С. Льюиса, Э. Синклера и др.), поддерживала свежее, талантливое, что появлялось в литературе (У. Фолкнер, Э. Хемингуэй, Дж. Апдайк, К. Э. Портер и др.), не прощала стилистической небрежности, художественных просчетов.
   Паркер - мастер новеллы в ее сатирико-психологической разновидности. Продолжая сатирические традиции С. Льюиса, Р. Ларднера, Г. Метена, Паркер обычно изображает алчность, бездушие, скудоумие, агрессивное ханжество, скрытые за внешней благопристойностью представителей высшего и среднего класса. В своих лучших новеллах (изданы по-русски в сборнике 1959 г.), по праву считающихся «хрестоматийными», Паркер высмеивает себялюбцев и лицемеров: «Мистер Дюрант» (Mr. Durant), «Сердце, мягкое как воск» (The Custard Heart); дам-благотворительниц: «Песня о рубашке» (Song of the Shirt); мнимых «друзей негров»: «Черное и белое» (Arrangement in Black and White), «Оденьте нагих» (Clothe the Naked); иллюзорное благополучие буржуазного брака: «Маленький Кертис» (Little Curtis), «Чудесный отпуск» (The Lovely Leave), бездуховного мещанского существования: «Большая блондинка», «Вот и все» (Here We Are). В то же время в ее «испанских» очерках «Солдаты республики» (Soldiers of the Republic), «Осада Мадрида» (The Siege of Madrid) звучит героическая тема.
   Паркер близка к принципам объективного искусства, к поэтике Хемингуэя, ею высоко ценимого. Ее проза, внешне бесстрастная, пронизана авторской иронией, описания точны и немногословны, стиль отличают «рубленые» диалоги, «ключевые» слова, каталогизация аксессуаров быта и «вещного мира», выбор несущих большую нагрузку деталей, служащих характеристикой ее героев из мещанской среды.
   Центр тяжести в новеллах Паркер перенесен на воссоздание характеров, в них мало действия, событий: буржуазно-мещанский мир, в них воссозданный, предстает в его статичности, неподвижности. По словам С. Моэма, Паркер умела «обрисовать характер во всей его полноте и удивительной подлинности. Ее стиль - это совершенный инструмент, способный передать присущие ей щедрый юмор, иронию, сарказм, нежность и пафос».
 Б. Гиленсон

Писатели США. Краткие творческие биографии. - М., Радуга.. . 1990.

Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Паркер (Parker), Дороти" в других словарях:

  • Паркер Дороти — Паркер (Parker) (псевдоним; настоящая фамилия Ротшильд, Rothschild) Дороти (22.8.1893, Уэст Энд, Нью Джерси, 7.6.1967, Нью Йорк), американская писательница. Стихи (сборники «Достаточно воли на поводке», 1926; «Пушка на закате», 1928) и новеллы П …   Большая советская энциклопедия

  • Паркер, Дороти — Дороти Паркер Dorothy Parker Дата рождения …   Википедия

  • Дороти Паркер — Dorothy Parker Дата рождения: 22 августа 1893(18930822) Место рождения: Long Branch, Нью Джерси, США Дата смерти: 7 …   Википедия

  • Паркер Дороти — Дороти Паркер Dorothy Parker Дата рождения: 22 августа 1893(18930822) Место рождения: Long Branch, Нью Джерси, США Дата смерти: 7 …   Википедия

  • Паркер — I Паркер (Parker)         (псевдоним; настоящая фамилия Ротшильд, Rothschild) Дороти (22.8.1893, Уэст Энд, Нью Джерси, 7.6.1967, Нью Йорк), американская писательница. Стихи (сборники «Достаточно воли на поводке», 1926; «Пушка на закате», 1928) и… …   Большая советская энциклопедия

  • Parker, Dorothy —    см. Паркер, Дороти …   Писатели США. Краткие творческие биографии

  • Провайн, Дороти — Дороти Провайн Dorothy Provine Дата рождения: 20 января 1935(1935 01 20) Место рождения: Дедвуд, Южная Дакота, США …   Википедия

  • Миссис Паркер и порочный круг (фильм) — Миссис Паркер и порочный круг Mrs. Parker and the Vicious Circle Жанр …   Википедия

  • Миссис Паркер и порочный круг — Mrs. Parker and the Vicious Circle …   Википедия

  • МИССИС ПАРКЕР И ПОРОЧНЫЙ КРУГ — «МИССИС ПАРКЕР И ПОРОЧНЫЙ КРУГ» (Mrs. Parker and the Vicious Circle) CША, 1994, 125 мин. Эстетская ироническая драма. Режиссер Элан Рудолф, верный ученик Роберта Олтмена, всегда тяготел к интеллектуально ироническим историям, поведанным не без… …   Энциклопедия кино


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»